Субота
04.05.2024
18:16
Форма входу
Пошук
Календар
«  Жовтень 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архів записів
Друзі сайту
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
ПІДГОТОВЧІ КУРСИ "Майбутній студент"
Головна » 2014 » Жовтень » 14 » Як будемо вступати до ВНЗ у 2015 році?
09:07
Як будемо вступати до ВНЗ у 2015 році?

Як будемо вступати до ВНЗ у 2015 році?

13 жовтня

Газета «Комсомольская правда в Украине» № 224,  10. 10. 2014 р.

Как поступить в 2015-м?

Алина МИРОШНИКОВА

Подать заявления можно будет хоть во все вузы Украины, а сертификаты ВНО прошлых лет потеряют силу.

Эксперты в области высшего образования рассказали «Комсомолке», как прошла вступительная кампания-2014, какие выводы сделали в МОН и что теперь ждет абитуриентов в следующем году.

«Еще есть спрос на… некачественное образование».

Первый замминистра образования и науки Украины Инна СОВСУН:

Чем порадовала вступительная компания этого года?  Заметно  возрастание интереса к техническим специальностям, правда, в первую очередь, к IT. Наметилось уменьшение спроса на юридические, экономические специальности. Один из университетов даже попросил забрать «лишние» места госзаказа на право. Представить такое 5 лет назад было невозможно.

Сейчас главная задача – стимулировать, чтобы лучшие абитуриенты шли в лучшие университеты. В новом Законе о высшем образовании заложена логика, что сильнейший абитуриент выберет сильнейший университет, но это не так однозначно. Лучшие выпускники школ могут выбрать путь наименьшего сопротивления, пойдут туда, где будет проще получить диплом. К сожалению, еще есть спрос на некачественное образование. Часто абитуриенты не знают, каким является качество образования в том или ином университете, выбирают по имиджу, созданному в прессе, через знакомых. У нас должна зарождаться такая же практика, как, например, в Британии. Там государство регулярно проводит опрос студентов, где уточняют удовлетворенность образованием: от качества семинарских занятий, лекций до таких нюансов, как комфортабельность общежития. По каждому университету можно посмотреть баллы.

Университеты тоже должны перестроиться: тщательнее относится к тому, какую информацию про себя они подают. Но самое важное - сместить акценты: вместо того, чтобы пытаться взять как можно больше студентов, стараться получить, как можно лучших студентов.

«Всем старшеклассникам  готовиться к ВНО по украинскому языку»

Директор Украинского центра оценивания качества образования Игорь ЛИКАРЧУК:

-  В следующем году ожидается несколько новшеств для абитуриентов. Впрочем, первое касается всех выпускников школ. Им предстоит пройти ВНО по украинскому языку и литературе. Тестирование будет совмещено с государственной итоговой аттестацией по этому предмету. То же самое хотели сделать и по еще одному школьному предмету, но пока не хватает финансовых возможностей. Но в будущем вторым ВНО для выпускников должна стать математика, по мнению многих ректоров университетов. Таким образом будет проведен и мониторинг знаний выпускников, и отбор абитуриентов, которые способны претендовать на место в вузах.

Также планируется отказаться от использования во вступительной компании сертификатов ВНО, которые выданы в предыдущие года. У некоторых абитуриентов уже накопилось 10-15 таких документов.  В 2009 была одна школьная программа, сейчас – другая. Сравнить между собой эти результаты смешно, как засчитать спортсмену в сегодняшнем соревновании результаты десятилетней давности.  

В 2015 впервые абитуриентам предложим тест 2 уровней сложности по украинскому языку и литературе, а также по математике. Ведь неправильно поступающему на факультет точных наук давать такой же тест, как и абитуриенту, который хочет выучиться на учителя труда.

Выбрать можно будет неограниченное количество вузов, а не так, как сейчас: пять высших учебных заведений и по три специальности в каждом. Впрочем, средний абитуриент в 2014м подавал 3,5 заявления, то есть не использовал даже эти возможности. Думаю, найдется не более пары сотен тех, кто будет подавать заявления налево и направо. С другой стороны, ограничение было не совсем законно, ведь Конституция говорит о равном доступе к образованию, не называя количество вузов, в которые можно подавать документы.

Кредит на обучение перспективнее

Подавая заявление для участия в ВНО, абитуриент будет формировать рейтинг тех университетов, куда он хочет подавать документы. От максимально желанного – до минимально приемлемого.  Когда же поступающий сдаст тестирование, УЦОКО  через компьютерные системы будет предлагать его университетам, ориентируясь на этот рейтинг и полученные баллы.  

Университеты уже сейчас задумываются о том, как привлечь самых лучших абитуриентов. Ведь многие ориентируются на бренд, звучную рекламу, модную профессию, устроиться по которой не особо реально.  Впрочем, пока что яркий показатель – конкурс, и обычно он высок в вузах с давними традициями. 

Ректор Национальной академии управления Сергей ЕРОХИН:

Как первый вице-президент Союза предпринимателей и арендаторов, член Общественного совета при Минфине, я хочу обратить внимание на планирование. Кстати,  это моя специальность, еще в советские времена я был деканом планово-экономического факультета Института народного хозяйства. На рынке труда существует спрос и предложение, которые постоянно меняются. А большинство наших университетов, можно сказать, - это предложение, которое законсервировалось лет 20 назад, если судить по составу кафедр, факультетов, профессуре. Мне кажется, проблема коренится в механизме госзаказа, который существенно не менялся последние 30 лет. Но ведь в 80-90-е годы Украина имела вдвое больше рабочих мест на промышленных предприятиях!

Прогрессивный момент в новом Законе о высшем образовании  – то, что именно студенты с высокими баллами по ВНО будут влиять на распределение части госзаказа. Наш опыт показывает как частный ВУЗ без госфинансирования способен привлекать абитуриентов именно качеством образования.

Следующим шагом должен стать механизм «деньги идут за студентом». Более радикальные решения нужны, чтобы вывести наши университеты на мировой уровень. По моему мнению, систему госзаказа нужно реформировать, талантливых детей поддерживать государственными грантами, а малообеспеченных – специальными стипендиями.  Одно время в Украине существовал механизм государственных кредитов. Вузам давали 15 млн денег под эти цели, но ни разу сумма не была до конца распределена. Люди боялись брать кредиты, потому что их нужно отдавать, лучше побороться за бюджетное место. За эти годы в погоне за бесплатным образованием молодежь обесценила поиск своего университета, своего призвания. Я специально проанализировал, как выбирали будущую профессию поступающие этого года. Вот заявления тех, кто в итоге зачислены на направление «компьютерные науки».  Одна из студенток пробовалась на: международную информацию, журналистику, математику, гостинично-ресторанный бизнес.  Другая на строительство, издательское дело, социологию, педагогику начального образования.

Мне близок британский подход к этому вопросу (мы давно сотрудничаем с английскими университетами). Там берут кредит на обучение, который отдают после выпуска. Я считаю, это стимулирует ответственный подход к вопросу выбора будущей профессии, взвешивать, удастся ли, работая по полученной специальности, заработать нужную сумму.

Абитуриенты должны выбирать профессию осознанно

Проректор по научно-педагогической работе Национального университета пищевой промышленности Елена ПОЖИВИЛОВА:

- В этом году было подано 20 тыс заявлений от желающих у нас учиться. И конкурс у нас высокий, хотя университет узкопрофильный.  Мы не даем образование по тем профессиям, которых уже переизбыток в Украине: нет юристов, нет экономистов широкого профиля, а только специалисты, работающие в области гостинично-ресторанного бизнеса. В университете представлены такие перспективные направления, как технологии в ресторанном хозяйстве, работа сомелье, винный туризм, а также достаточно новые и востребованные сейчас во всем мире: например, фармацевтические биотехнологии. Кстати, вуз не на словах собирается обеспечивать академическую мобильность, а делает все, чтобы наши бакалавры могли продолжить обучение в профессиональных вузах Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии. Для этого мы с прошлого года открыли обучение на английском языке по направлению «Туризм». А также для получения двойных дипломов ведущих европейских университетов, ввели на факультете гостинично-ресторанного и туристического бизнеса изучение итальянского языка.

Знакомить с вузом мы начинаем еще школьников. Это и профориентационные встречи, и работа с подающими надежды учениками в базовых средних учебных заведениях, с которыми у нас давние связи: например, в столичной гимназии «Потенциал», лицее №303. 

В «КПИ» 170 «двухсотников»

Заместитель первого проректора НТУУ «КПИ» Владимир Тимофеев:

- Важно, что механизм распределения госзаказа с 2016 г будет зависеть не от конкурса или каких-то других показателей зависит, а от среднего бала тех, кто претендует на бюджетные места. В «КПИ» средний балл ВНО по физике и математике, среди поступающих на техническое направление, -- 186 баллов. В этом году мы приняли  600 абитуриентов с высочайшими показателями в 198-200 баллов, 170 из них - «двухсотники» (получили максимум).

 Поступающим же, которые выбирают вузы, я бы рекомендовал ориентироваться на то, какие перспективы карьерного роста  с дипломами этих университетов. Если бы высшие учебные заведения открыто публиковали информацию о том, чем занимаются их выпускники,  много вопросов отпало бы.  С 1991 г «КПИ» подготовил  75 тыс специалистов, и ни один наш выпускник по техническому и естественно-научному направлению не зарегистрирован как безработный в Центре занятости. О качестве образования может сказать и тот факт, что именно наш вуз готовит по госзаказу четверть всех IT-специалистов.

Перепоступление разрешат, но с оговорками

Одна из проблем, которая вскрылась в 2014-м: абитуриенты поступают «временно», перекантоваться годик в вузе, получая стипендию, а затем уже искать себе место, действительно, по призванию – опять же на бюджете.  По данным кадрового агентства HeadHunter,  только один из семи поступающих идет именно туда, куда хочет. Остальные  -  куда возьмут, куда хотели родители, за компанию. Раньше можно было не признаваться, учился ты уже в вузе или нет, а теперь, когда все студенты внесены в Единую государственную базу, это нереально. И вузы, и поступающие озадачились: может ли человек повторно учиться за государственные деньги, если не получил «корочки», а лишь прошел один-два курса и бросил.  Если это допустимо, сколько же бюджетных денег уходит впустую? Если запрещено, что делать, когда ошибся с выбором профессии, а финансов на платное образование нет – идти на нелюбимую работу? Представители вузов и МОН предлагают свои решения.

Первый замминистра образования и науки Украины Инна СОВСУН:

- Наивно ждать, что в 17 лет можно сделать единственно правильный выбор. Если человек вступил в университет, поучился два месяца и понял, что это не его, выгодней разрешить поменять специальность, чем заставлять доучиваться. Государство больше потеряет, если этот студент в будущем станет безработным. Но есть разночтения, как это узаконить.

Есть право получать образование за средства госбюджета только в первый раз, а если человек проучился два месяца и бросил, он уже израсходовал свой шанс или нет?  Однозначной трактовки нет, поэтому, к сожалению, в университеты приходили представители прокуратуры и трактовали прием студента, который уже год проучился в другом вузе, как нерациональное расходование госбюджета.

Какой есть выход? Если человек проучился какое-то время и понял, что это  - не его, он получает подсчет, сколько стоило его образование за этот период, возвращает деньги. И имеет право опять поступать «на бюджет». Стипендию можно не возмещать, но в новом вузе студент будет получать  ее не весь период обучения, а за вычетом той суммы, которую уже получил при первой попытке учебы.

У военных вузов – особый статус

Доцент кафедры теории государства и права Национальной академии внутренних дел Андрей ЗАВАЛЬНЫЙ:

- Наш вуз в новом Законе о высшем образовании определен как высшее военное учебное заведение (со специфическими условиями обучения). Это означает, что предусмотрены особые требования к практической подготовке студентов. Чтобы подготовить криминалистов, следователей, офицеров внутренних войск и других специалистов для подразделений МВД Украины, необходимо немало затрат. В нашем вузе готовят даже по такой редкой специализации, как «противодействие киберпреступности». В Академии и подведомственном юридическом лицее обучается более 20 тыс людей, включая 3,5 тыс студентов-бюджетников. Особый статус военного учебного заведения также позволяет устанавливать особый порядок прерывания обучения, восстановления, перевода. Что касается обучения за бюджетные деньги, мы тоже нашли собственное решение: заключаем договор между Академией, работодателем (в нашем случае – подразделением органов внутренних дел) и студентом, который обязуется отработать три года по специальности. Такой документ подписывается после первого семестра обучения, когда студент уже освоился и разобрался в специфике будущей профессии, а также когда стал совершеннолетним. 

Наш вуз тоже готовится к новым правилам распределения госзаказа. Уже в следующем году будем активно исследовать интерес абитуриентов к определенным профессиям, спрос и то, как можно на него повлиять.

Для службы в милиции необходима и физическая закалка, и психологическая подготовка, поэтому, чем раньше определиться молодой человек, тем осознаннее будет развивать определенные навыки и умения еще со школьных лет. Мы планируем развивать систему ранней профориентации, ведь учащиеся должны иметь четкое представление о той или иной специальности, не по кинофильмам, не по слухам – а от самих профессионалов.

 
Переглядів: 587 | Додав: stranger | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]